История дороги – история страны
21 декабря 2023
Сложный и интересный путь технического совершенствования прошли энергетики Брестской дистанции электроснабжения. Ещё в далёком 1890 году в журнале Путей сообщения были опубликованы интересные факты о том, что на Брестском вокзале впервые на железнодорожном транспорте в России появилось электрическое освещение. 160 электрических лампочек освещало залы, перрон, служебные помещения. В двадцатые годы было построено здание железнодорожной электростанции, где сейчас располагается центральная база дистанции электроснабжения. После воссоединения Западной и Восточной Белоруссии строились новые линии электроснабжения, повысилась мощность электростанции. Быстрые темпы развития электроснабжения Брестского отделения дороги были нарушены суровыми годами Великой Отечественной войны. В 1944 году при отступлении из Бреста гитлеровцы разрушили здание электростанции, линии электропередач. Послевоенные годы стали временем проверки на зрелость работников электростанции. Много хорошего можно сказать о старейших работниках Лупише Л.В., Мушакевиче В.С., Калите Н.С., Тыванчуке П.И., начальнике электростанции Зинченко А.А. и многих других. В пятидесятые годы Брест стал крупнейшим в Советском Союзе перевалочным узлом. Заработали пункты перестановки пассажирских и грузовых поездов, мощные козловые краны на погрузочно-разгрузочных путях. Всё это требовало усиления хозяйства электроснабжения. В 1960 году был образован участок энергоснабжения. Первым его руководителем стал Чванов Н.Г., руководивший коллективом без малого 20 лет. Позднее, всех кто работал с ним, так и называли «чвановцы». На их плечи легла нелегкая работа по реконструкции энергетического хозяйства. Реконструировалось наружное освещение на фронтах перевалки импортных грузов, в местах формирования поездов. В 60-70-е годы интенсивно строились высоковольтные линии продольного энергоснабжения на всех направлениях Брестского отделения дороги. С большим уважением и благодарностью вспоминаем тех работников энергоучастка, которые начинали работать в те далекие годы. Это были настоящие мастера, преданные своему делу специалисты: Тыванчук П.И., Садурский Р.В., Багнюк В.И., Борушко А.И., Горесь С.Ф. и многие, многие другие. В 1978 году энергоучасток возглавил Грудовик И.Ф. Это был грамотный, высококвалифицированный специалист. С его приходом эксплуатационная работа была поставлена на новый, более высокий уровень. Был внедрен график планово-предупредительного ремонта устройств электроснабжения. С целью повышения надежности работы на линиях продольного электроснабжения и автоблокировки были задействованы дополнительные пункты питания. Начался перевод устройств электроснабжения на дистанционное управление. Однако настоящей технической революцией на Брестском отделении стала электрификация железной дороги на участке Барановичи - Брест, Брест – Госграница. В 1983 году в рекордно короткий срок всего за 9,5 месяцев вместо плановых двух лет был сдан в эксплуатацию электрифицированный двухпутный участок главного хода протяженностью 200 км. Это была поистине героическая работа. К ней было привлечено несколько строительных и электромонтажных поездов. Активное участие принимали работники участка энергоснабжения. 22 декабря 1984 года в День Энергетика с Брестского вокзала в Польшу отправился первый поезд на электротяге. Это было историческое событие. Европа и Азия получили единую электрифицированную дорогу от Владивостока до Парижа. С приходом электрификации коллектив удвоился, появились новые цеховые подразделения. Огромную роль в создании нового коллектива сыграли начальник Грудовик И.Ф., его заместитель по электрификации Чирухин В.В., главный инженер Лоцук Ф.Я.. Приток высококвалифицированных кадров обеспечил с первых дней надежную работу устройств электрификации и энергетики. В 1985 году энергоучасток был переименован в дистанцию электроснабжения. Огромная работа была проделана по энергоснабжению устройств диспетчерской централизации на направлении Жабинка – Лунинец. В том же году дистанцию возглавил Лоцук Ф.Я. За период его руководства наработалась определенная система организационной работы, что позволило работать без браков и аварий, находиться всегда в лидерах среди других дистанций электроснабжения. В те годы успешно выполняли дорожную программу «Энергия», по которой практически все деревянные опоры заменены на железобетонные, внедрялись новые типы светильников и т.д. Большим достижением был перевод всех трансформаторных подстанций Брестского железнодорожного узла на напряжение 10 кВ, ранее питавшихся напряжением 6 кВ. Кроме большой экономии, это сделало схему электроснабжения узла «Брест» более надежной и гибкой. Внедрение системы телеуправления устройствами электрификации и энергетики «Лисна», а позже системы «Неман», дало возможность перевести на телеуправление с энергодиспетчерского пункта практически всех переключающих устройств, вести контроль за их состоянием. Большая работа проводилась по модернизации устройств электрификации и энергетики. Замена фарфоровых изоляторов на стеклянные и полимерные, масляных выключателей на ваккумные на тяговых и трансформаторных подстанциях, установка более экономичных светильников, внедрение новых релейных защит. Всё это дало возможность улучшить эксплуатационную работу с целью обеспечения работы всех подразделений Брестского отделения дороги и безопасности движения поездов.
Многое можно говорить о том хорошем, что делалось и делается в Брестской дистанции электроснабжения. Как пример это конкурсные соревнования профессионального мастерства по ускоренным методам устранения повреждений в устройствах электрификации и энергетики, проводимые среди подразделений дистанции. Зародившиеся в 1984 году в Бресте, они вышли на уровень дорожных. Немалую роль в дальнейшем развитии коллектива сыграли Жукович В.Н., Губаревич В.С., Федоров М.И., Власюк Т.В., Шварцман В.Е., Демидюк Н.И., Мельничук Т.Г. и многие, многие другие, всех не перечислить. Это были преданные своему делу работники.